Строительство в Финляндии. Заграничная стажировка

В начале июня генеральный директор ООО «Меандр» Е.Ю.Зинченко побывал на стажировке в Финляндии по малоэтажному экологическому строительству в рамках международной образовательной программы повышения квалификации. Компания ООО «Меандр» является основным генеральным подрядчиком СК «ГлавМонтажОбъединения». Мы решили узнать о результатах  поездки и задать интересующие нас вопросы.

Евгений Юрьевич, как вы попали на данную стажировку?

В мае этого года на нашу компанию вышла новосибирская  компания «Центр международных стажировок», которая предложила нам, как основному  застройщику города Уссурийска, поучаствовать в программе повышения квалификации на базе ведущих мировых строительных компаний в г. Хельсинки (Финляндия).

После недолгих переговоров нами было принято решение об участии в стажировке — поехать, посмотреть,  как всё это происходит в Европе, с возможностью применения этих технологий в нашем производстве, так как финское  домостроение частично уже применяется в России.

Как было всё организованно?

С утра до обеда были семинары в разных компаниях.  А после обеда экскурсии на строительные объекты.

Программа семинара подразумевала обмен опытом.

Семинары были связаны с малоэтажным  экологическим строительством, панельным домостроением, особенностям проектирования и повышением  квалификации на основе объектов, реализованных в Финляндии.

Много было участников?

Участников было немного. Я думаю, это связанно с кризисом, который сейчас везде.  Были представители  акционерного  общества  «Служба единого заказчика» из Барнаула.  Они интересовались внедрением комплексной застройки и малоэтажным строительством.  Смотрели и изучали,  как это происходит в Хельсинки. Также были представители самой  крупной строительной  компании  из  Екатеринбурга – СМУ-3,  которая построила более 1000 000 квадратных метров жилья. У них  цель поездки — внедрение энергоэффективности в жилых домах  элитного класса.

Что можете сказать о городе  Хельсинки?

Город небольшой.  Население в Хельсинки порядка 700 000 человек.  Но центр так плотно застроен, что там практически ничего не строится.  Всё строится на бывших портовых территориях.  Порт стал экономически невыгоден  и сейчас на месте порта строят несколько жилых микрорайонов.

Что касается климата, то влажность  побольше, похолоднее.  Грунт в Финляндии находится на одном большом камне, который выдавил ледник,  когда полз с севера на юг, когда-то очень и очень  давно. Поэтому одной из особенностей строительных работ является разработка этого скального грунта. Грунт копать невозможно. Его можно только взорвать, а затем убрать.

Все борются за экологию. Самым экологическим транспортом в Хельсинки является трамвай. Он даже покрашен в зелёный цвет.

Отличается строительство у нас и в Финляндии?

Строительство в самом Хельсинки находится на жёстком государственном контроле — контроль со стороны администрации города Хельсинки. Город имеет свою строительную фирму, которая занимается строительством и контролем над строительными частными фирмами. Такого понятия, что взял участок и построил на нём что хочешь — нет.

На начальном этапе застройщик проходит четыре  типа контроля. Сначала застройщик выходит на градостроительный комитет города и предлагает на участке, выставленном на аукционе, что-то построить. На этом этапе проходит,  что- то  типа смотра конкурса разных  застройщиков,  которые выставили свои предложения городу. Например,  комитет из двадцати подавших выбирает пять, которые устраивают город.  Они  потом будут участвовать в аукционе на право застройки.  Аукцион  может проходить по разным схемам. Если комплексная застройка,  то аукцион идёт на понижение стоимости одного квадратного метра.  Другой вариант просто на застройку — администрация  потом  выкупает эти квартиры.  Третий вид   на право строительства —  с целью постройки,  например, 9 этажного дома.  Но дизайн выбирает администрация.  У них застраивают не просто жилые дома, а застраивается инфраструктура. Например, пока строится один дом, второй проектируется, уже начинают ходить  автобусы, есть  остановки, дети бегают и играют в  детском саду —  работает всё.  Инфраструктура делается сразу. Всё  для людей.

В новых районах проводятся конкурсы на установку малых архитектурных форм современных архитекторов  (памятники, необычные объекты).  Кто выигрывает, тот и ставит. Это делается для туристической привлекательности города. Все эти памятники и объекты потом указываются на туристической карте города и туда водят туристов.  В основном все эти объекты в стиле модерн (новая живопись, скульптуры).

Было ли что-то новое, что вас удивило?

В Хельсинки максимальная  этажность,  что я видел – 6 — 7 этажей. Все дома сделаны из панелей,  а затем фасад уже чем-то отделан, например, кирпичом.   Панельное домостроение повсеместно  применяется и является одним из самых эффективных  и качественных. Панельное домостроение позволяет снизить сроки на строительство, а это немаловажно в больших городах.  Они не строят каркасы монолитные, это очень трудоёмко.

Также на стройке задействовано только финское население.

В связи со снижением объёма производства древесины,  упали объёмы целлюлозной промышленности. Поэтому производство  и переработка этой древесины перенаправлено на строительство. По специальной технологии разработан новый материал — клееное дерево, и сейчас проектируется новый современный квартал именно из дерева: два жилых дома, одно офисное помещение и детский сад. Этажность до 8 этажей!  По пожарным правилам города Хелисинки выше 8 этажей строить нельзя.  То есть строят  полностью 8 этажный дом из дерева  по принципу каркаса, затем заполнение деревом. Что интересно, несущая способность этого материала после склейки и стабилизации (убирают влажность из дерева) по прочности в сравнении  с бетоном ничем не уступает.  А в некоторых моментах (на кручение  и верчение) превосходит бетон — дерево более  эластично.

Также были  на бетонном заводе, который изготавливает бетонные блоки, брусчатку, различные каменные материалы для  малоэтажного  строительства.  Видели  панели,  которые зимой обогревают, а летом охлаждают.  Они используют пенопласт не обычный, а с добавками чёрной крошки. Когда  спросили, что за чёрная крошка, нам ответили, что это секрет фирмы.  Но эта добавка даёт повышенную энергоэффективность,  дома  становятся  более тёплыми, тем самым более комфортными для жилья.

Какова степень готовности квартиры в новом  доме?

Есть степень готовности под отделку (обои не наклеены и чистовые полы не сделаны). В основном квартира готова на 100 % — заходи и живи: холодильник, кухонная плита, кровать, мебель и т.д., даже шторка висит на душевой  кабинке.  Имеются приборы отопления, кондиционирования. То есть застройщик не только построил, но и поставил кровать, холодильник и т.д.

Мы были в одной из таких квартир,  где применяются энергоэффективные технологии. Всё связано с энергосбережением:  с помощью смартфона можно регулировать  свет в ванной или выключить утюг.

А стоимость у них отличается?

Конечно. Себестоимость построенного здания в Хельсинки порядка 2500 Евро (это 130 000 руб.  за кв. метр, если переводить на рубли).

Но в основном квартиры не продают. Администрация строит дома, а потом предоставляет это жильё  по социальному найму. Жильцы просто платят за квартиру.  Всё  как раньше было у нас  в СССР.

Хотя есть несколько видов собственности жилых помещений.  Первый — за счёт муниципалитета. Второй – наём жилья, т.е. застройщик строит и сдаёт в наём. Третий вид собственности,  когда квартира наполовину выкупается, а вторая принадлежит городу.  А затем человек выкупает вторую часть  у города, это как  ипотечное кредитование. Четвёртый  вид – частная собственность. Это по большей степени элитное жильё.

Есть такое понятие как жильё для студентов. Оно оборудовано как студенческое общежитие со  столовой, библиотекой и т.п. Студенты живут по принципу «жильё в наём».

Возможно,  что стоимость формируется от наличия в квартире различных  аксессуаров.  Например, ты зашёл со своей кроватью, значит вычетается стоимость кровати  и т.д.

Взяли ли что-нибудь для себя из их опыта?

Конечно. Колоссальный опыт строительства в Европе.

Применим ли он у нас?

Много зависит от менталитета. Например,  у нас в России идёшь по улице —  много грязи,  а там чистота — никто не сорит.  Дороги все чистенькие, машины чистые. Что интересно, мусора и мусорных ящиков практически нет. Люди не сорят. Очень законопослушные граждане.  Не видел не одной машины,  которая была бы припаркована на тротуаре,  хотя мест для парковок практически нет. Все парковки в Хельсинки платные, 5 – 10 евро за час. Если идёт большая застройка, то одно из обязательных требований для застройщика — это подземная парковка, которая в случае войны будет использоваться как бомбоубежище.

Людям,  которые живут в микрорайонах в многоэтажных домах,  иногда хочется покопаться в земле.  Ввиду того,  что идёт большая застройка, и мест  для таких огородиков нет, администрацией города принято решение —  специально выделяются  маленькие  участки  земли для горожан.  Стоят большие огороженные клумбы для того, что бы люди там сажали цветы или что-нибудь  другое (помидоры я там видел). Эти клумбы сдаются в аренду жильцам.  Причём администрация привозит воду для этих клумб и следит за ними.  Стоят специальные контейнера с водой.

Система мусороудаления.    Чтобы выкинуть мусор, имеются электронные датчики под чипы. Нужно отсортировать мусор в несколько пакетов. Пакеты бумажные экологически чистые, сами разлагаются со временем.  Мусор из мусоропровода удалятся с помощью  вакуумной системы удаления мусора. Вышел из подъезда, приложил чип к специально отведённым местам для мусора,  окошечко открылось и туда выбросил мусор. В то время, как ты приложил чип, где- то в центральном головном штабе мусора сработал компьютер.  Ты бросил пакет и он полетел далеко до 10 -15 км. в мусоросборную камеру. Мусор весь идёт в переработку.

В общем,  в Хельсинки пешеходы ходят по пешеходной дорожке, велосипедисты ездят по велосипедной дорожке, а машины ездят по проезжей части.

Нужны ли такие мероприятия?

Конечно. Обмен опытом — один из родоначальников повышения квалификации.

Не планируете ли строить за рубежом?

В Хельсинки? Почему бы и нет. С удовольствием построил бы что-нибудь за рубежом.  Мне показалось, что там это немножечко попроще, потому что там  порядок,  жесткий контроль,  а это подразумевает хорошую организацию труда и качественное  выполнения работы.